Суббота, 18.05.2024, 19:16

Приветствую Вас Гость Главная | FAQ | Регистрация | Вход

Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

- В дни Великого поста в храмах часто произносится молитва Ефрема Сирина. Расскажите, что это за молитва и к чему она призывает?

- Эта молитва была любима не только отцами-пустынниками и непорочными женами, но и великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным, творчески переложившим молитву преподобного Ефрема Сирина на поэтический лад. Святого Ефрема Сирина называли ласточкой церковной. Живя в раннем средневековье, он был исполнен духовной премудрости, его сердце познало благодатный плач, он имел дар слез, ходил перед лицом Господа, как Адам в раю. Ему принадлежат и многие другие молитвы.

Молитва, которую мы часто произносим в «дни печальные Великого поста», имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся – очистить сердце от празднословия, любоначалия, властности, амбициозности, от нецеломудренных помыслов, от гордостного самоутверждения. И напротив, обручить душу начаткам Христовых добродетелей: смирения, братолюбия, кротости, благодарения. Потому достаточно часто на богослужениях эта молитва повторяется с поклонами земными и поясными.

Когда мы, взяв корзину, заполненную илом или землею, начинаем регулярно промывать ее ключевой водой, мало-помалу через отверстия в корзине уходит прах, нечистота - и вот уж перед нами чистая тара. Таково и наше сердце. Если мы постоянно промываем душу словами «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему», Бог Своею благодатью очищает наше сердце. И тогда, как писал Михаил Юрьевич Лермонтов «И верится, и плачется, и так легко, легко».

- Если эта молитва является руководством к нашему христианскому деланию, то почему ее не читают в храмах ежедневно? Почему она не включена в обиход православного христианина?

- Всякая молитва есть обращение к Всесвятому Богу, и всякая молитва таит в себе то, о чем мы говорим. Молитва пред началом всякого дела, обращенная к Святому Духу, завершается словами «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». А скверны – это дух гордости, обидчивости, гадкие мысли, которые человек может удерживать, а может выталкивать из сферы своего сознания.
Молитва Господня, которая считается столпом всех прочих молитв, заканчивается словами «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Значит, всякая нечестность, лукавство, заискивания, лесть – все это истребляется из недр человеческой души, если мы просим Господа защитить нас от лукавого духа.
Таким образом, в нашей Церкви множество молитв, которые чередуются: одни мажорные, другие проникнуты духом покаяния. Немощному ребенку нужно всегда менять занятия. Некая монотонность, однообразие могут человека утомить. Соответственно, Церковь, как наша мать, постоянно меняет эти регистры.
В дни Великого поста интонация богослужений, постовые мелодии минорные, протяжные, они напоминают реку, медленно движущуюся, которая увлекает душу и влечет в море богопознания.
На Пасху песнопения и приветствия наполнят душу динамикой, радостью. Бог нас очень любит и, как малых детей, ведет по поприщу спасительному, приноравливаясь к ограниченности нашей человеческой природы.

протоиерей Артемий Владимиров

По материалам канала ТВ Союз


- Афонский устав предписывает в пост вкушение пищи один раз в день. Мирянам необходимо так строго поститься?

- Относительно мирян хотел бы вспомнить вековую мудрость нашего народа: не человек для поста, а пост для человека. Пост должен делать нас здоровыми, а не больными. Церковный устав, принятый нашей Церковью, достаточно строг. Однако, не всякому посильно буквальное выполнение его предписаний. Вот почему в наш век, когда экология оставляет желать лучшего, и здоровой натуральной пище пробиться не так легко, каждый пусть будет Доктором Айболитом для самого себя и поймет, каков для него режим питания. Хорошо сказал преподобный Серафим: «Не мудро делают те, кто хорошо постятся до вечера, а затем не могут сдержаться и отягощают себя пищей. Лучше вкушать чаще, но понемногу».

Самое главное, воспринимать пищу как лекарство, благоговеть перед нею, как перед даром Божиим, освящать любую трапезу тайной или явной молитвою, благодарить Господа Бога и понимать, что мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить. И набравшись сил, идти тропою бескорыстной любви. Как писал Владимир Владимирович Маяковский: «Светить всегда, светить везде… Вот лозунг мой - и солнца!».

протоиерей Артемий Владимиров

По материалам канала ТВ Союз


- «Как молодому человеку научиться соблюдать пост: очень много искушений, к примеру, употребление алкоголя. Что нужно делать – читать молитвы или избегать на время поста знакомых? Не совсем получается соблюсти пост».

- Думается, что Вы уже на правильном пути, потому что, чувствуя свою слабость, уступая не совсем правильным предложениям, поневоле сокрушаетесь душой. Вы приходите в сознание своей немощи, начинаете чувствовать, что без Божией помощи Вам не удается выполнить требования совести - это начало смирения. Человек самоуверенный чужд поддержки свыше. Тот, кто опытно убеждается в том, что он слаб, хромает, спотыкается ежедневно, чувствует нужду в посохе, поводыре, и значит, внутренне обращается к Богу, Который нас видит, слышит и любит.

Душа поста, смысл поста заключаются в том, чтобы на всякое время и во всяком месте внутренне обращаться к Спасителю Иисусу Христу. Поверьте, никакая земная суета, никакое окружение не препятствует молодому человеку внутренне призывать со вниманием и благоговением имя Христово, оно и будет освящением всего круга нашего бытия: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Внутренняя молитва, обращение к Христу, к Богородице – это обоюдоострый меч, вынув который из ножен, мы сможем всегда отразить атаку лукавого духа.

Что касается горячительных напитков: кто чем увлекается, тот тем и искушается. Даже в субботние и воскресные дни Великого поста допускается вкушение виноградного вина, если это полезно для Вашего организма.

Апостол Павел говорил: дурные сообщества развращают благие нравы. Нужно быть избирательным в общении: если в круг Вашего общения входят люди, оскверняющие уста матерной бранью, пост получается, как сапоги всмятку. Если круг Ваших знакомых составят маргинальные личности, трудно говорить о сохранении сердечной чистоты. Для меня большая честь протянуть руку дружбы молодому человеку, размышляющему о том, как, живя в шумном городе, пройти дорогою поста к Христовой Пасхе.

протоиерей Артемий Владимиров

По материалам канала ТВ Союз


1-3 4-6
Православие.Ru
Поиск в православном интернете: 

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Православие.Ru
Проект «Закон Божий»

Спиридон Тримифунтский - Энциклопедия

Православный интернет-магазин ORTOX

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика