“Марли был мертвее мертвого, в этом не было никакого сомнения”. Так начинается новелла Чарльза Диккенса “Рождественская песнь” (A Christmas Carol), автор которой не хотел оставить ни малейших сомнений относительно сверхъестественного характера того, что должно было вскоре произойти. Таким же образом, прежде чем взять на себя роль уголовного следователя и собрать свидетельства воскресения, мы должны сначала подтвердить наличие трупа. Ведь в конце концов бывают случаи, когда газеты сообщают, что некий “труп” в морге зашевелился и оказался живым человеком. Могло ли такое произойти с Иисусом Христом?
Некоторые высказывают предположение, что Христос выжил во время распятия, и прохладный, влажный воздух гробницы способствовал его оживлению – “Ух, как же долго я спал?” Но эта теория противоречит медицинским показаниям. Статья в журнале Journal of the American Medical Association объясняет, почему так называемая “теория потери сознания” несостоятельна: “Исторические и медицинские данные явно подтверждают смерть Христа. …Копье, пронзившее Его ребра, вероятно, проткнуло не только правое легкое, но также и перикардий, и сердце и, таким образом, гарантировало Его смерть”.[12] Но скептицизм относительно такого заключения может быть оправдан, поскольку за это дело никто не брался в течение 2000 лет. Нам, как минимум, потребуется мнение еще одного эксперта.
Такие подтверждения его смерти можно найти у историков-нехристиан, живших в одно время с Иисусом Христом. Три историка упоминали смерть Христа.
• Лукиан (ок. 120 – после 180 г.г. упоминал Иисуса Христа как распятого софиста (философа).[13]
• Иосиф Флавий (ок. 37– ок. 100 г.г.) писал: “В это время появился Иисус, он был мудрым и совершал удивительные дела. Когда Пилат приговорил его к распятию после обвинения нашими первосвященниками, те, кто любили его, продолжали любить.”[14]
• Тацит (ок. 56–ок.120 г.г.) писал: “Христа, от имени которого происходит это название, подверг жестокой казни …наш прокуратор Понтий Пилат”.[15]
Это немного похоже на то, как если бы вы отправились в исторический архив и обнаружили, что весенним днем в первом веке газета The Jerusalem Post опубликовала на первой странице статью, что Иисус был распят и умер. Совсем неплохое и довольно убедительное расследование.
В действительности ни у христиан, ни у римлян, ни у иудеев нет никаких исторических упоминаний, которые оспаривали бы смерть Христа или его захоронение. Даже Кроссан, скептически настроенный в отношении воскресения, соглашается, что Христос действительно жил и умер. “То, что он был распят, — такой же исторический факт, как и другие факты”.[16] В свете таких доказательств у нас есть веские причины отказаться от первого из наших пяти вариантов. Иисус был явно мертв, “в этом не было никакого сомнения”